№ 46 (14535)

Время: 13:29
Понедельник, 5 Декабря 2016г.

Издается с 30.09.1933г.
www.OKTMAG.spb.ru
 









  Пятница
02/12/2016

№ 46 (14535)
 
 
  • Последний аккорд сезона
    Коллектив ОПМС-8 занял первое место в отраслевом соревновании по итогам третьего квартала
  •  

    В начале ноября опытная путевая машинная станция № 8 отчиталась о выполнении годового плана капитальных работ. При задании 67 км обновлено всеми видами ремонта 67,6 км железнодорожного полотна. Ударная работа в третьем квартале вывела коллектив ОПМС-8 в победители отраслевого соревнования.

    Не в первый раз предприятие признаётся лучшим на сети, звание лидеров отрасли подтверждается ежегодно. А чем отличался нынешний сезон, на каких объектах потрудились псковские ремонтники?
    – В этом году самой сложной была работа на участке Волховстрой – Кошта, где мы работали с апреля по июль совместно с ПМС-77, – рассказывает начальник ОПМС-8 Вадим Ким. – В мае на перегоне Бабаево – Тимошкино произведена модернизация с укладкой геотекстиля. На 43,1 километра пути сделан средний ремонт со сплошной заменой рельсовых плетей. Это – новый вид ремонта. Если раньше при этом виде ремонта только чистили щебень и меняли скрепления, то нынче шла ещё и сплошная замена рельсов, так как на грузонапряжённом ходу большой износ. Таким образом про­длеваются межремонтные сроки.
    На направлениях с интенсивным движением поездов работать всегда сложнее. Приходится одновременно задействовать значительные трудовые и технические ресурсы. А где используется много машин, там больше времени уходит на их передислокацию. Для экономии времени ремонтников движенцы пожертвовали одним из двух главных путей. Работы велись в «шахматном» режиме: трёхдневное закрытие перегона для движения и интенсивная работа ПМС, затем два дня выходных.
    В июле–августе псковские путейцы оздоравливали семикилометровый участок Чолово – Чаща в Санкт-Петербург-Витебском регионе, меняя изношенные материалы верхнего строения пути на новые. Капитально отремонтировали станционные пути на Среднерогатской и в Шушарах. Плодотворно потрудился коллектив ОПМС-8 и в осенние месяцы, на участке Леменка – Разъезд 241 км был произведён ремонт на старогодних материалах 15,9 километра. В разных регионах Октябрьской дороги вели нынче работы псковские ремонтники: в Бабаево, Тихвине, Пикалёво, под Выборгом. Расстояние от места дислокации ОПМС в Берёзках – 500–700 километров. Перемещение из дома к месту работы и обратно в последние годы стало представлять большую проблему. Прямой пригородный поезд из Санкт-Петербурга в Псков отменён, поездка на перекладных отнимает много времени и сил. Хоть и привыкли путейцы к разъездам, но тратить на дорогу заработанный выходной жалко…
    Последним объектом 2016-го стала реконструкция пути на участке Пихтовая – Выборг. А в ноябре предприятие получило особое, сверхплановое задание на ремонт участка Разъезд 135 км – Веймарн. На этом магистральном направлении пере­возок грузов в морской порт Усть-Луга заканчивается комплексная реконструкция. После того как лимит средств на капремонт был исчерпан, путейцев из Пскова привлекли к освоению инвестиционной программы ОЖД. «На участке Веймарн – Разъезд 135-й километр предстоит очистка балласта, выправка и отделка пути, – говорит заместитель начальника ОПМС-8 Андрей Поляков. – Здесь мы будем работать вместе с экипажами путевых машин Гатчинской ПЧМ. До середины декабря должны управиться». Большую часть жизни он проводит на линии, осуществляя непосредственное руководство капитальными работами. Весь коллектив путевой колонны у него на глазах. «У нас сложившаяся, работоспособная команда, – говорит Андрей Алексеевич. – Лидерами в нынешнем сезоне были старшие дорожные мастера Владимир
    Филанович, Николай Троицкий, мастера Евгений Садуков и Виталий Веселов, машинисты Андрей Андреев, Юрий Фёдоров, Сергей Карпинчик, монтёры пути Виктор Александров, Александр Аземша,
    Вадим Коротченков. А если перечислить всех, кто «ковал» нашу победу в соревновании, то в газете места не хватит…»

    Галина Морозова



     
  • Медосмотр машиниста – дистанционно
    На вопросы нашего корреспондента отвечает Роман Химач, начальник Дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин Октябрьской дирекции инфраструктуры
  •  

    – Роман Викторович, на полигоне ОЖД началась реализация пилотного проекта по проведению дистанционного предрейсового медицинского осмотра машинистов путевых машин. В чём суть идеи, и какие задачи проект призван решить?

    – Новый подход сделает предрейсовый мед­осмотр более эффективным и сэкономит наши ресурсы. Ведь сейчас, при классическом варианте прохождения ПРМО, мы несём немалые временные и финансовые затраты на доставку работающих на удалённых участках бригад к пунктам, на которых проводится осмотр. В условиях экономического кризиса это – непозволительная уже роскошь.
    Программно-аппа­ратные комплексы, дающие возможность делать этот дистанционно, устанавливаются преимущественно на удалённых станциях, что и решает данную проблему. То есть нам уже не нужно будет обеспечивать доставку машиниста на автомобиле порой за целую сотню километров до пункта ПРМО. Идею эту мы позаимствовали у европейских коллег. У них данная система уже давно доказала свою успешность.
    Использование комплекса имеет и ещё одно достоинство. Ведомственные медучреждения присутствуют не везде, поэтому нам то и дело приходится прибегать к услугам государственных. А вторые, в отличие от первых, статистику не ведут, что лишает нас возможности получения полного анализа состояния здоровья машинистов путевых машин. Комплекс позволит собирать статистику, а цеховые врачи смогут работать с выявленными группами риска.

    – Что из себя представляет такой комплекс, и не даст ли он возможность машинистам обманывать медиков? Сколько таких новинок будет работать на полигоне Октябрьской магистрали?

    – Комплекс – это система приборов, установленных в кабинете цехового врача и на удалённой станции. Машинист, приходя на станцию, контактирует по видеосвязи с мед­работником, и тот производит контроль с помощью программ и приборов, измеряющих пульс, артериальное давление, уровень алкогольного или наркотического опьянения. То есть к компьютеру подключено всё то же самое оборудование, которое обычно используют медики. Благодаря подключению к локальной сети передачи данных, обеспечиваемой ИВЦ, медик в режиме онлайн видит запрос на ПРМО и идентифицирует личность человека, который должен его пройти. Ведь в базу данных «зашиты» все необходимые сведения, в том числе и фотографии каждого из машинистов. Так что обмануть систему никому не удастся. Информация о прохождении ПРМО вносится в электронный маршрут. Без такой отметки маршрутный лист не будет выдан машинисту.
    На ОЖД в дополнение к четырём комплексам, уже запущенным в работу на станциях Новый Быт, Мыслино, Предпортовая и Кяппесельга, в феврале 2017-го присоединятся ещё 60. Это – централизованная поставка от Дирекции здравоохранения РЖД. Так что к весне нового года проект выйдет на полную мощность. Планируемый срок окупаемости комплекса – три года.
    Кстати, параллельно с Октябрьской этот пилотный проект внедряется на полигонах Куйбышевской, Северной и Восточно-Сибирской дорог.

    Беседовала
    Ирина Верховная



     
  • Отвечая на вызовы времени
    Благодаря юристам холдинг функционирует в рамках правового поля
  •  

    На вопросы нашего корреспондента отвечает Владимир Иванов, начальник юридической службы ОЖД

    Сегодня отмечается профессиональный праздник – День юриста. Об истории создания юридической службы и задачах, которые в настоящее время решают её сотрудники, мы беседуем с её руководителем.

    – Владимир Анатольевич, когда была создана ваша служба и какие преобразования претерпела?

    – История создания нашей службы началась ещё в прошлом веке. В 50–90-е годы существовали юридический сектор управления ОЖД и договорно-правовой отдел.
    В 1972 году сектор переименовали в юридический отдел, а 24 мая 1994 была образована юридическая служба.

    – Каковы сегодня структура службы и её основные функции?

    – Она включает в себя 6 региональных отделов по числу территориальных управлений дороги, кроме того – отделы судебно-арбитражной работы, договорно-правовой, применения законодательства и правовой экспертизы, а также сектор исполнительного производства.
    Деятельность юридических подразделений обусловлена их непосредственной функцией правового обеспечения работы компании, то есть того комплекса работ, благодаря которому холдинг функционирует в рамках правового поля. С одной стороны, такое обеспечение должно основываться на неукоснительном соблюдении и применении существующих правовых и локальных актов ОАО «РЖД», а также контроле за их исполнением как предприятиями, так и персоналом компании. Однако подобный взгляд на работу юридических подразделений и специалистов несколько поверхностен и не даёт полной картины процесса правового обеспечения, поскольку отражает лишь видимую верхушку айсберга. В данном случае, применение уже существующих норм может свести работу юриста к функции статиста, поскольку возникающие в производственной деятельности вопросы будут наталкиваться на правовые ограничения и запреты, а альтернативные варианты не только не рассматриваются, но и не предлагаются.

    – Так кто же он – юрист на современном предприятии?

    – Хороший специалист юридического подразделения – это не только исполнитель, получивший соответствующее образование. Юрист – это прежде всего человек, понимающий суть применяемых им законов, пропитанный духом права и руководствующийся не столько шаблонными нормами, сколько интересами предприятия и принципами справедливости.
    Законодательство не способно охватить все аспекты нашей жизни, а закреплённые в нём принципы свободы – личной, предпринимательской деятельности, договора и другие – не предполагают детальной регламентации поступков и действий граждан и организаций. Подобный подход представляется правильным, поскольку даёт все необходимые предпосылки для развития бизнеса. С другой стороны, отсутствие правил поведения «на все случаи жизни» предопределяет существование пробелов законодательства, и в части подобных правовых коллизий уже имеет смысл говорить о том, насколько хорошо и квалифицированно справляется юрист с поставленной перед ним задачей. Дело в том, что реформирование отрасли, развитие транспортно-логистического, перевозочного бизнеса породило и развило те отношения, которые ранее были весьма слабо урегулированы законодательством, что стало сильным вызовом для нас.

    – И как ответили юристы на этот вызов времени?

    – В данной ситуации в полной мере проявились такие лучшие качества наших работников, как инициатива, вовлечённость в производственный процесс. А некоторые ушли, не поняв или не приняв новые реалии. В отсутствие прямого предписания закона, юристы службы самостоятельно разрабатывали локальные акты предприятий, предлагали и непосредственно воплощали в жизнь принципиально новые договорные конструкции, анализировали столь непостоянную судебную практику и вырабатывали механизмы управления рисками.

    – Если можно, приведите примеры такого нового подхода.

    – В качестве примера можно сказать об организованной в Санкт-Петербургском отделении (регионе) работе в сфере договоров на эксплуатацию путей необщего пользования и на подачу и уборку вагонов – в то время, как по сети дорог в 2005–2015 гг. формировалась и укоренялась отрицательная для ОАО «РЖД» судебная практика по спорам, связанным со взысканием платы за пользование не принадлежащими перевозчику вагонами в составе «брошеных» поездов. В результате организованной договорной работы в указанный период в отделении не было ни одного проигранного дела.
    Своего рода находкой в борьбе с искажением сведений в транспортных накладных о наименовании груза, снижающих стоимость его перевозки, стало создание и применение конструкции солидарной ответственности грузоотправителей, допустивших нарушение, и владельцев путей необщего пользования, на которых осуществлялась погрузка. В данном случае можно привести много примеров, и не все они поддаются достоверной экономической оценке. Дело в том, что юриспруденция находится в тесной, однако не всегда видимой взаимо­связи с иными общественными процессами. И одно выигранное либо проигранное гражданское дело способно спровоцировать череду аналогичных судебных дел, изменить направление хозяйственной деятельности предприятия и иметь сложно прогнозируемые общественно-экономические последствия.
    В юриспруденции, по-моему, нет критериев важности либо второстепенности. Текущая правоприменительная работа важна, поскольку соблюдение законодательно установленных ограничений и использование предоставленных законом свобод являются безусловным основанием стабильной и легальной деятельности предприятия в правовом поле. В то же время инициативность, реализация принципов свободы договора, свободы предпринимательской деятельности, о которых говорилось выше, являются залогом развития бизнеса, его конкурентоспособности и умения противостоять новым вызовам.

    – Кого из сотрудников службы Вы хотите отметить в связи с профессиональным праздником?

    – Полагаю, что к определению «хороший юрист», применимо словосочетание «штучный товар». Коллектив юридической службы, её региональных отделов формировался долгие годы. Полномочия и направления деятельности специалистов определялись в соответствии с их компетенциями, личностными характеристиками.
    Есть яркие, находящиеся на виду специалисты и руководители, однако это не умаляет востребованности и роли тех юрисконсультов, которые выполняют повседневную и кропотливую работу.
    Особо отмечу отдел применения законодательства во главе с Максимом Клементьевым, который ежедневно работает с правоохранительными органами, проверяющими и контролирующими структурами, защищает экономические интересы компании в судах. Что касается вклада в развитие правовой культуры, в совершенствование правовых основ перевозочного бизнеса, упреждение рисков и успешной судебно-арбитражной работы с нашими оппонентами, высокой оценки заслуживает начальник Санкт-Петербургского отдела правового обеспечения Валентин Короть.
    Отдел договорно-правовой работы возглавляет опытный специалист Валерий Феденков, который в этом году отмечен благодарностью министра транспорта РФ. Очень важна работа наших региональных отделов. Юридическая служба дороги – живой и развивающийся организм. У нас есть успехи и
    победы, но есть и неудачи, проблемы. Мы постоянно совершенствуемся, и пределов этому нет.

    Беседовала Елена Ануфриева



     
  • Путь длиной в 165 лет
  •  

    Коллектив опытной Московской дистанции пути торжественно отметил 165-летие своего предприятия и открытия движения поездов по магистрали Санкт-Петербург – Москва.

    Линейные участки и отделы дистанции подготовили к юбилейной дате спецвыпуски стенгазет, памятные стенды и видеопрезентацию «Вехи истории ОПЧ-1». На праздничное собрание коллектива пригласили и пенсионеров, и бывших начальников дистанции, руководивших ею в последнее тридцатилетие. Гостям вручали подарки, а особо отличившимся работникам – награды.
    Начальник ОПЧ-1 Эдуард Татаров объявил благодарность каждому из работников, непрерывный трудовой стаж которых в дистанции превышает
    30 лет. Среди тех, кто остаётся верен родному предприятию и честно отдаёт ему свои силы, мастер участка производства Владимир Грищук и мостовой мастер Александр Абрамов, монтёры пути
    Леонид Матусевич и Вячеслав Кочевалин, электрогазосварщики Александр Юдин и Степан Яценко, наладчики железнодорожно-строительных машин Владимир Калуцкий, Михаил Денисов, Владимир Базарнов и Виктор Плотников, оператор дефектоскопной тележки Геннадий Комаров, слесарь-сан­техник Александр Курилин и начальник участка пути Сергей Трегубов. Ну а самому Эдуарду Татарову была объявлена благодарность начальника ОЖД. Также почётной грамотой начальника ОЖД награждена ведущий инженер по организации и нормированию труда Татьяна Мошкова. А руководство Октябрьской дирекции инфраструктуры отметило благодарностью слесаря Александра Курилина.
    Перед собравшимися в актовом зале выступили не только руководители, но и простые работники: вспоминали историю развития предприятия и наиболее яркие события в своей деятельности. После торжественной части, конечно же, было организовано чаепитие. Организацией праздника все остались очень довольны.
    Как известно, Петербурго-Московскую железную дорогу сдали эксплуатирующим организациям в 1851 году, и Московская дистанция стала одной из 34, созданных тогда на этом полигоне. С тех пор на соединяющей две российские столицы магистрали во все времена главной задачей было сокращение времени доставки пассажиров при безусловном обеспечении безопасности движения. Увеличивать скорости можно только при отличном состоянии пути, так что у обслуживающих главный ход ОЖД путейцев и статус особый, и ответственность соответствующая. Многократно возросла она после запуска здесь высокоскоростных «Сапсанов» и скоростных «Ласточек». Все тёплые периоды работники ОПЧ-1 заняты планово-предупредительными работами, направленными на улучшение плавности хода поездов. В частности, в летний сезон 2016 года на её полигоне была произведена проверка 750 рельсовых стыков, комплексами машин выправлено 30 км пути, плавность хода улучшена на 125 стрелочных переводах. А сейчас, зимой, основные силы путейцев сосредоточены на снегоборьбе и поддержании работоспособности инфраструктуры своего полигона обслуживания при любых, даже самых неблагоприятных, метеоусловиях.
    Предприятие выполняет все планово-экономи­ческие показатели, уверенно держится в числе лидеров. Как рассказал Эдуард Татаров, по итогам сентября дистанция заняла второе место среди 39 ПЧ магистрали. Состояние пути на полигоне ОПЧ-1 оценивается на «отлично».

    Ирина Верховная



     
  • Накопительная пенсия для железнодорожников
  •  

    Государственная накопительная пенсия для сотрудников ОАО «РЖД» – еще одна возможность повлиять на свое будущее. О том, что такое накопительная пенсия и кто имеет на нее право, мы спросили специалистов НПФ «БУДУЩЕЕ» – фонда, который управляет пенсионными накоплениями железнодорожников.

    – Что такое накопительная пенсия и у кого она формируется?

    – Если вы 1967 года рождения и моложе, вы можете получать не только основную, гарантированную государством страховую пенсию, но и накопительную. Накопительный элемент государственной пенсии появился в 2002 году в рамках системы обязательного пенсионного страхования (ОПС), которая работает по следующему принципу – работодатель платит страховые взносы, из которых и формируется накопительная пенсия. Пенсионные накопления можно перевести в негосударственный пенсионный фонд (НПФ), который будет инвестировать средства и начислять инвестиционный доход на личный счет каждого клиента, увеличивая таким образом сумму накоплений. В дальнейшем эти деньги будут выплачиваться в виде накопительной пенсии.
    Исторически сложилось, что очень многие железнодорожники обслуживаются в НПФ «БУДУЩЕЕ», который имеет общую историю с НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ». В 2014 году Совет НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» принял решение выделить бизнес по обязательному пенсионному страхованию, в рамках которого и формируются пенсионные накопления, в отдельный фонд. Так был создан фонд «БЛАГОСОСТОЯНИЕ
    ОПС». В 2015 году он был переименован в НПФ «БУДУЩЕЕ».

    – На накопительную пенсию может рассчитывать каждый россиянин 1967 года рождения и моложе?

    – Все, кто официально трудо­устроен. Однако на многих предприятиях, как и в случае с
    ОАО «РЖД», реализуется еще и корпоративная пенсионная программа, которая наряду с государственными пенсиями дает очень существенное подспорье в будущем.
    Накопительную и корпоративную пенсии надо различать. Железнодорожникам это даже проще, потому что разные пенсии развивают разные негосударственные пенсионные фонды. Негосударственную корпоративную пенсию – НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ», государственную накопительную – НПФ «БУДУЩЕЕ». Очень важный момент: работники ОАО «РЖД» могут быть клиентами одновременно двух фондов, которые не исключают друг друга, а работают каждый в своем направлении.

    – Кто из железнодорожников является клиентом НПФ «БУДУЩЕЕ»?

    – Все, кто заключал в свое время договоры обязательного пенсионного страхования с НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» и НПФ «БУДУЩЕЕ» («БЛАГОСОСТОЯНИЕ ОПС»). Конечно, если после этого человек не менял фонд и не переходил в другой НПФ.

    – Что сегодня представляет собой НПФ «БУДУЩЕЕ»?

    – НПФ «БУДУЩЕЕ» входит в тройку крупнейших НПФ России, управление своей накопительной пенсией фонду доверили более 3,7 млн клиентов по всей стране. Сотрудники ОАО «РЖД» – это значительная часть наших клиентов, чей выбор и доверие мы ценим. НПФ «БУДУЩЕЕ» одним из первых вошел в систему гарантирования прав застрахованных лиц – аналог системы страхования вкладов, но на рынке НПФ. Это означает, что сохранность накоплений наших клиентов гарантирована государством.

    – Могут ли железнодорожники быть уверены в надежности НПФ «БУДУЩЕЕ»?

    – Деятельность НПФ «БУДУЩЕЕ», как и любого другого фонда, контролирует целый ряд государственных ведомств и негосударственных структур: Банк России, Министерство труда и социальной защиты, Министерство финансов, внешний независимый контроль и контроль внутри фонда.
    Как мы уже говорили, НПФ «БУДУ­ЩЕЕ» входит в систему гарантирования прав застрахованных лиц. Для того чтобы стать участником этой системы, фонд должен пройти множество проверок, и сам факт вступления в нее говорит о высокой надежности НПФ.

    – Что делать, если договор ОПС был заключен, но человек не получает никаких писем и уведомлений?

    – Скорее всего, клиенту просто нужно проверить персональные данные, которые он предоставлял в фонд. Возможно, за последнее время у него что-то менялось – адрес или контактный телефон, – но в НПФ «БУДУЩЕЕ» он сообщить об этом забыл. Чтобы мы своевременно информировали клиентов о деятельности фонда, нам важно быть в курсе таких изменений. Сообщить о них можно любым удобным способом: по телефону «горячей линии»: 8 (800) 707 15 20, в «Личном кабинете» на сайте или лично в одном из отделений фонда. Полный список отделений есть на сайте фонда FUTURENPF.RU.

    Павел Корольков



     
  • Семейный выбор
    Общий трудовой стаж железнодорожной династии Шабаловых – более 500 лет
  •  

    Сегодня уже пятое поколение семьи продолжает дело, начатое её основателем – путевым рабочим Петром Алексеевичем Шабаловым. Стаж его сына Сергея Шабалова, прошедшего путь от кочегара до машиниста Волховстроевского локомотивного депо, – 30 лет. Семейное дело продолжили сыновья, а теперь уже внуки-правнуки…

    Музей истории локомотивного депо Волховстрой, открытый всего год назад, уже стал популярен не только среди железнодорожников, но и у горожан. Об этом свидетельствуют ежедневные экскурсии, которые эмоционально и доходчиво, учитывая возраст слушателей, проводит Людмила Павловна Королёва – создатель и
    руководитель музея. Сюда приходят группами, поодиночке и целыми семьями – ведь здесь история предприятия и его коллектива.
    В экспозиции «Железнодорожные династии» нашла своё почётное место и семья Шабаловых. Они работали и продолжают трудиться в разных структурах компании РЖД. Сестры Оксана и Вера, внучки Сергея Петровича, решили создать семейное древо. Родни оказалось полсотни человек, а их общий трудовой стаж в отрасли составил внушительную цифру – более 500 лет. Сами они тоже трудятся на ОЖД: Вера в бухгалтерии, Оксана – профсоюзный лидер. Их отец Борис Сергеевич сначала работал машинистом паровоза, затем помощником машиниста тепловоза, а мама Надежда Ивановна начинала дежурной стрелочного поста, а затем была техником-расшифровщиком локомотивного депо.
    В 30-е годы в стране шло большое строительство. Сергей Петрович Шабалов, тогда ещё молодой деревенский парень, мечтал о настоящем деле. Поработал электриком на Сясьском целлюлозно-бумажном комбинате, а затем пошёл на курсы машинистов паровоза. Так началась его железнодорожная биография. Поездил на «кукушке» – маленьком паровозе, который вывозил древесину с лесосек, торф с болотных карт, но хотелось большего. И Сергей оказался в Волховстрое, где начал с кочегара паровоза. Мудрые люди говорят, что дерево корнями держится, а человек – семьёй. Сергей женился на Марии, девушке из своей деревни, родился первенец, затем ещё двое (а всего у супругов четверо сыновей и три дочки). Но мирную жизнь прервала война. Работали под бомбёжками и обстрелами. Шабалов водил поезда, не зная отдыха, забывая о сне…
    Война закончилась, семье дали комнату, позднее квартиру. А её глава однажды подсчитал, что провёл добрых десять тысяч поездов – пассажирских и грузовых. Он активно участвовал в общественной жизни, дважды избирался депутатом городского совета. Имеет медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За трудовое отличие», «За трудовую доблесть»… А его жена Мария Семёновна за достойное воспитание семерых детей награждена двумя «Медалями материнства» и орденом «Материнская слава» 3-й степени.
    Трое их сыновей – Анатолий, Александр и Борис – пошли по стопам отца, стали машинистами. Дочь Лидия работала дежурной по станции, а потом поездным диспетчером в Волховстроевском отделении. Мужем её был машинист. Галина также трудилась на железной дороге, где работают две её дочери и их мужья.
    Так пополняется династия Шабаловых. Когда-то маленький внук Иван говорил: «Буду железнодорожником». И, конечно же, стал им – уже в пятом поколении.
    Семья любила собираться в уютном родительском доме. Разговоры вели, как правило, о работе: делились профессиональными секретами, обсуждали новости. А ещё они любили песни и могли бы создать свой семейный ансамбль.
    Когда-то, уже будучи на пенсии, Сергей Петрович пустырь возле своего дома превратил в цветущий оазис, посадив акацию, вишню, сирень… Шабаловы уже давно там не живут, а сад напоминает о своём создателе. Его любовь к земле
    передалась детям и внукам. Сегодня каждый из них имеет свой садовый участок.
    Они по-прежнему любят собираться вместе, только теперь – у Лидии Сергеевны. Если у кого-то радость, то это радость для всех. Если неприятность – преодолеть помогут всей большой семьёй. Когда нужно помочь с ремонтом, только клич брось. И так во всём. Для Шабаловых семья – это и тепло, и единство, и взаимопомощь.

    Тамара Петрова



     
  • Мурманку строили нестандартными методами
  •  

    Недавнее празднование 100-летия Мурманской железной дороги – редчайший случай того, что отмечался юбилей, по сути, открытия временного движения. Но и через год, когда магистраль сдали в эксплуатацию, и через два, и три она оставалась далёкой от завершения.

    В 1922 году констатировалось, что дорога была недостроена на 70%. Нормальным состояние пути было только до Петрозаводска,
    севернее балластный слой со­ставлял лишь 35% от нормы.
    За Кандалакшей же путь был ещё хуже – сплошные перекосы, пучины, сверхмаксимальные уклоны – а вдоль него лежал искорёженный подвижной состав… Средняя коммерческая скорость по дороге составляла 10 км/ч, из-за чего поезда от Петрозаводска до Мурманска шли 5–6 суток. Да и пассажиров с билетами в них зачастую не набиралось и двух десятков. Финансовое положение магистрали было критическим. Имелась большая задолженность зарплаты рабочим, которые в большинстве своём жили в теплушках. Износились деревянные мосты. Две трети из 455
    паровозов дороги находились в ремонте или его ожидании.
    Конечно, какие-то меры предпринимались. Дороге передали участки Званка (Волховстрой-1) – Чудово и Мга – Будогощь, станцию Охта-Сортировочная в Петрограде (просили ещё и Финляндский вокзал, но на это не пошли). Созданному в августе 1922-го правлению разрешили устанавливать местные тарифы – и оно сразу понизило их на лесные грузы. Но требовались радикальные решения.
    Созванное 25 сентября 1922 года в НКПС совещание признало, что достройка дороги правлению не по силам. Что делать? Вносилось предложение дорогу законсервировать. Другой вариант – южную часть Мурманки передать Николаевской, а северную – на достройку «известному контрагенту». Но всё это означало прекращение движения по дороге, что пагубно отразилось бы на жизни в крае. Итог дебатов известен: 25 мая 1923 г. Совет труда и обороны утвердил «Положение о колонизации Карело-Мур­манского края», согласно которому на Мурманке создали транспортно-промышленно-коло­низационный комбинат, во главе которого встал энергичный руководитель Арон Арнольдов.
    К тому времени уже начала решаться задача привлечения людей на Север: местные власти передали дороге десятки тысяч гектаров земли, где сразу приступили к осушению и корчеванию, подведению дорог. В первую очередь земли получали железнодорожники, во вторую – переселенцы, которым предоставляли бесплатный проезд и домашний скот на льготных условиях, выделяли ссуды на обустройство из колонизационного фонда. Они освобождались от призыва в армию и на 10 лет – от уплаты налогов. Им в помощь создали сельхозпункты у станций Хибины и Кола, агробазы в Ояти и Зеленце.
    Дорога стала пайщиком Мурманского горнопромышленного товарищества, добывающего богатейшие полезные ископаемые края. Начали с кристаллического гипса в районе Онеги, затем последовали кварц, полевой шпат, слюда… 2% от вырученных денег товарищество перечисляло в колонизационный фонд.
    Созданная контора «Желлес», занимавшаяся лесозаготовками, устройством лесопильных заводов в Хибинах, Медгоре, Кандалакше, значительные средства перечисляла на обустройство
    переселенцев.
    Контора «Желрыба» поначалу получила в аренду два траулера, парусник, шхуну. А уже через год располагала 30 промысловыми единицами. Помимо добычи, скупала у рыбаков рыбу и рыбий жир. Вскоре получила в распоряжение консервные заводы в Ленинграде, Сороках (Беломорск), Кандалакше. Это давало средства и на достройку дороги, и на обеспечение рыбной продукцией рабочих.
    В итоге к началу 1930-х на Мурманке построили депо Званка, Петрозаводск, Масельская, Кандалакша, Идель, 17 каменных с железными фермами мостов вместо деревянных. Получили развитие 20 станций и были подготовлены к открытию 60 разъездов, что вчетверо увеличивало пропускную способность дороги. Провели балластировку пути, улучшили его профиль. Построили 5 новых клубов в Кеми, Кандалакше, Лодейном Поле, Званке, Петрозаводске, санаторий в Медгоре, типовые бани, дома отдыха локомотивных и кондукторских бригад, ясли, амбулатории, поликлиники в Кеми, Кандалакше, Мурманске, 109 точек общепита. А зарплата работников значительно превысила среднюю по железным дорогам страны…

    Алексей Островский



     
  • Дорога в миниатюре
    В Санкт-Петербурге прошла выставка железнодорожного моделизма
  •  

    Эти удивительные миниатюры можно разглядывать бесконечно: здания станций и вокзалов, горящие фонари, крохотные фигурки железнодорожников и пассажиров и, конечно, поезда. Они двигаются, гудят, стучат колёсами…

    На международной выставке «Железнодорожная модель – 2016», которая прошла в Петербурге в Северо-Западном центре корпоративного образования, энтузиасты со всей страны и из-за рубежа представили действующие и стационарные макеты и модели.
    Выставка, органично вписанная в экспозицию музея ОЖД, показала, что моделизм – замечательный способ воссоздания старинных образцов железнодорожной техники, которые не сохранились. Пусть и в виде модели, уменьшенные в 87 или 120 раз, но раритеты представлены вживую, а не на рисунке или чертеже.
    – Выставка неслучайно проводится в Санкт-Пе­тербурге – колыбели железных дорог России: здесь ведётся огромная работа по сохранению железнодорожной старины, – говорит председатель Общества любителей железных дорог Алексей Вульфов. – Здесь представлены уникальные работы наших корифеев из многих регионов России. Точное моделирование кардинально отличается от приблизительного или сувенирного: моделисту не всё равно, в каком месте должна находиться та или иная деталь. Заслуга наших участников в том, что они развивают именно отечественный железнодорожный моделизм, выпускают копии нашего подвижного состава, сохраняют историю и традиции.
    Традиции передаются из поколения в поколение, как, например, в семье Сачковых из Пензы.
    – Это макет электровозного ПТОЛа на станции Пенза-1, – рассказывает о своём первом проекте 24-летний дежурный по парку с Куйбышевской дороги Николай Сачков. – Точная копия внешнего и внутреннего вида здания: если заглянуть в стойла, можно увидеть оборудование, освещение, рабочих – всё как в настоящем ПТОЛе.
    Эта работа – продолжение домашнего музея, где отец Николая отразил в макетах целую эпоху с момента основания станции. Сам отец, директор музея Пензенского региона Куйбышевской дороги Александр Сачков по образованию музыкант, окончил Московскую консерваторию. А моделизм стал его хобби ещё в 80-е. Он объясняет, что это увлечение – попытка создать своеобразный мир, где всё упорядочено и прекрасно.
    А вот собрана прямо на полу мини-дорога: в центре зала мимо красивых домиков весело бежит по рельсам паровозик.
    – Это коллективная работа учеников Малой Октябрьской, она не боится ни снега, ни дождя и может быть разложена и на улице, – говорит Леонид Москалёв, руководитель кружка, где занимаются около 60 человек. – Мы все работы в основном делаем вместе: у кого-то лучше получаются домики, у кого-то – подвижной состав, кто-то лучше работает с рельефом. Используемые материалы – это металл, различные виды пластика и даже бумага! В наше время компьютеров очень важно, чтобы у ребят остались в руках эти тактильные ощущения, чтобы они умели работать с инструментом – в жизни обязательно пригодится.
    Ещё один руководитель кружка, инструктор Московской детской железной дороги Олег Сергеев рассказал, что представленная на выставке диорама часто используется в учебных целях: дети могут увидеть, как работают службы депо, сами управляют локомотивами, привыкают к протоколу пере­говоров. Ребята принимали участие и в создании макета, один из них занимался распайкой электроники: в изучении железнодорожного моделизма не должно быть упрощённого подхода. У детей эти занятия вызывают восторг, а начинается работа с малого – с домика, бревенчатой избушки…
    Как сотворить чудо-миниатюры своими руками, профессионалы показали на мастер-классе. Алексей Вульфов сказал, что если теперь хотя бы два-три человека увлекутся этим и научатся делать модели такого же уровня, как представлены на выставке, – она проведена не зря.
    Это первая за долгое время международная экспозиция: в ней участвовали любители из Германии и Чехии.

    Наталья Александрова
     



     
  • Коротко
  •  
    Дороге жизни посвящается
    В Санкт-Петербурге отметили 75-летие начала работы легендарной ледовой трассы.

    Эта дорога по ещё тонкому льду Ладоги была открыта 22 ноября 1941 года. По ней было
    перевезено 580 тысяч тонн грузов, 514 тысяч ленинградцев эвакуированы в тыл. Дорога жизни и Дорога Победы спасли заблокированный врагом город. В память об этом в Доме офицеров собрались студенты вузов, суворовцы, школьники, курсанты военных училищ, руководители общественных организаций. Почётными гостями были ветераны Дороги жизни, участники войны и военной службы.
    Организаторы во главе с полковником Сергеем Паниным открыли праздник, который стал открытым уроком истории для молодёжи, рассказал о героизме и мужестве ленинградцев.
    Как говорил академик Дмитрий Лихачёв, «Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры». Гражданственностью и патриотизмом был проникнут продемонстрированный документальный фильм «Дорога жизни. Помнить вечно», режиссёром и автором сценария которого является Валерий Ошомков. Героями фильма стали непосредственные участники тех исторических событий. Собравшиеся тепло встретили приглашённых на сцену зала Дома офицеров ветеранов Дороги жизни. Владимир Райнес в то время был врачом-хирургом мобильного госпиталя, Вадим Бобиков – бойцом железнодорожных войск, строящих мосты и пути, Антонина Азаренко – капитаном медслужбы…
    Со словами приветствия и добрыми пожеланиями к ветеранам и всем присутствующим обратились представители Западного военного округа, Законо­дательного собрания, муниципального образования «Ржевка». А затем всех порадовал замечательный концерт творческих коллективов школ города и Ленинградской области. Закончился он исполнением песни о Ладоге, которую пели все присутствующие в зале.

    Николай Космачёв,
    участник Великой Отечественной войны


    У ДКЖ и депо общая история
    В связи с 85-й годовщиной образования локомотивного депо Ховрино ОЖД при поддержке профсоюзной организации в Ховринском доме культуры железнодорожников прошло праздничное мероприятие.
    Подготовка к празднованию носила адресный характер: ни один ветеран не остался без внимания, а молодёжь чувствовала себя продолжателем славных традиций и участником одного общего дела.
    Решение провести юбилей именно здесь было не случайным, ведь именно ветераны депо Ховрино заложили первый камень в фундамент ДКЖ и высадили саженцы теперь уже многолетнего парка.
    В тот вечер собравшихся поздравили заместитель председателя Дорпрофжела по Московскому региону Юрий Савинов и председатель Совета ветеранов Виктор Захаров. Они отметили, что у дома культуры и у депо общая история.

    Елена Санина


    «Край Карельский – край родной»

    Уникальный проект по изучению истории и культуры малой родины реализуется в детском саду № 17 ОАО «РЖД» в Медвежьегорске.
    Авторская программа «Край Карельский – край родной» призвана вовлечь детей в изучение природы, истории и культуры своего города и района. Её создатели – воспитатели Наталья Михайлина и Елена Диденко. Участники проекта – воспитанники старших и подготовительных групп.
    В процессе реализации проекта дети будут посещать краеведческий и железнодорожный музеи на станции Медвежья Гора, побывают на фабрике «Карельские узоры», в детской библиотеке, пожарной части. Кроме того, на базе детского сада творческой группой педагогов создана уникальная студия «Карельская горница», где собраны предметы деревенского быта прошлого века. Здесь будут проходить основные занятия по программе. Руководит творческой группой Наталья Пашукова. За два года реализации проекта в нём примут участие более 60 детей старшего дошкольного возраста.
    На базе детского сада № 17, который посещают 130 человек, реализуется и ряд других проектов, направленных на развитие вокальных и хореографических способностей ребят, на укрепление физического и психологического здоровья. Здесь проводится профориентационная и природоохранная работа.

    Юлия Лучкина


    «Монологи в пути»
    Спектаклем под таким названием отметил свой 11-й день рождения эстрадный театр ПГУПСа «Миниатюра плюс», состоящий из студентов университета.
    – Эстрадный театр – это театр малых форм: скетчи, миниатюры, музыкально-поэтические композиции, монологи, песня, конферанс, – рассказывает его руководитель, режиссёр-постановщик Венера Алиева. – В каждом нашем спектакле есть и танец, и песня. Главная задача эстрадного артиста – установить контакт со зрителем. На репетициях мы занимаемся сценической речью и движением, пластикой, и то, чему учатся здесь студенты, очень помогает им в жизни.
    За эти годы театр «Миниатюра плюс» неоднократно становился лауреатом и победителем многих городских и всероссийских фестивалей студенческого творчества. И свой день рождения в декабре он ежегодно отмечает спектаклем.
    Лирическая постановка «Монологи в пути» окунула зрителей в атмосферу дороги, царящую в поездах. Со сцены прозвучали произведения Цветаевой, Бродского, Рождественского и других известных поэтов, а также песни, знакомые каждому. Поэтический спектакль украсила живая музыка: гитара и скрипка.

    Наталья Емельянова


     
  • Забавный криминал
  •  
    Погоня по шпалам
    В марте 1901 года при подходе поезда к станции Петушки Мос­ковско-Нижегородской железной дороги тормозной кондуктор Крестовой услышал крики о помощи и увидел убегающего по шпалам пассажира.

     Крестовой немедленно спрыгнул с поезда, догнал и задержал незнакомца, несмотря на то что тот ранил его выстрелом из револьвера. В дальнейшем выяснилось, что злоумышленник похитил у одного из пассажиров 35 рублей.

    Подлог на дороге

    В 1910 году было раскрыто дело о подлогах на Рязано-Уральской железной дороге, по которому прошли делопроизводитель
    Магдебург, его помощник Ефи­мов и служащий канцелярии Осипов. Чиновники отыскивали просроченные накладные, претензии по которым были уплачены, и через подставных лиц предъявляли их вновь. Хищения группы достигали 100 тыс. рублей.

    Гендерный промысел
    Отметив новый 1914 год на перегоне Ильково – Шожма Северной железной дороги, главный кондуктор Иван Ерёмин решил прогуляться по полупустому поезду. В дамском отделении он обнаружил женщину, закутанную по глаза. Они разговорились, и выяснилось, что женщина едет в Шожму к отцу. Хмель ударил в голову кондуктору, и он решил приударить за незнакомкой. Поняв его намерения, она с возгласом «Ну уж нет!» вскочила и сильно толкнула Ерёмина. И тут кондуктор увидел, что перед ним – мужчина. Тот погрозил ему, сказал «Благодари Бога, что дёшево отделался» и бросился из вагона. В Шожме Ерёмин обратился к жандармам, которые предположили, что это был известный воришка Жихарев, промышлявший, переодеваясь в женскую одежду. Ерёмин проверил свои вещи: у него пропали кошелёк и серебряные часы. И только тогда он понял, что означали последние слова вора.

    Война ворам не помеха
    Как ни странно, но проблема с воровством обострилась в управлении Октябрьской дороги в первые месяцы Великой Оте­чественной. Из помещения службы движения украли три арифмометра, у начальника жилищного отдела унесли полупальто, из кабинета замначальника вагонной службы – каракулевую шапку, кто-то лишился карманных часов… Когда же стали пропадать папки со служебными документами, со злом решили бороться. Согласно приказу, все имевшие дневной пропуск после 17:30 должны были покинуть работу, а кабинеты закрыть на ключ.

    Подготовил
    Алексей Островский


     
  • Утрата
  •  

    На 36-м году ушёл из жизни заместитель начальника эксплуатационного локомотивного депо Волховстрой по эксплуатации Станислав Викторович Садловский.

    Вся его трудовая деятельность была связана с ОЖД: начинал помощником машиниста электровоза и прошёл положенные ступени роста до должности заместителя начальника депо. Станислав Викторович внёс значительный вклад в развитие предприятия и воспитание молодёжи. Умение найти подход к каждому, заинтересовать своей идеей и вместе с коллективом решать сложные задачи снискали Станиславу Садловскому непререкаемый авторитет. Он никогда не перекладывал ответственность на других, справлялся с производственными проблемами, не считаясь со временем.
    С нами не стало замечательного человека, надёжного друга, талантливого руководителя. Память о нём навсегда останется в наших сердцах. Коллеги и друзья Станислава Викторовича скорбят и соболезнуют родным и близким покойного.

    Коллективы эксплуатационного локомотивного депо Волховстрой
    и сервисного локомотивного депо Волхов



        Copyright ©  30.09.1933 - 05.12.2016  ЗАО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "ОМ-Экспресс" / www.oktmag.spb.ru
        При полном или частичном использовании материалов гиперссылка (hyperlink) на oktmag.spb.ru обязательна.
        Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
        Пишите нам: oktmag@om-express.ru; Отдел рекламы: reclama@om-express.ru; Webmaster: webmaster@oktmag.spb.ru
    Рейтинг@Mail.ru